Пятница, 24.11.2017, 12:04

МБУДО "Детско-юношеская спортивная школа" г.Сорочинска

ИНН 5617006523

Лицензия № 2503 от 3.03.2016 г.

 
Версия для слабовидящих
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [34]
Соревнования [0]
Новости о соревнованиях

Наш опрос
1.1.Полнота и актуальность информации об организации и ее деятельности.
Всего ответов: 2

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Обучение технике игры в шахматы
  1. О появлении щахмат.

О том, что шахматы впервые появились в Индии, известно всем. А вот все ли знаю, как долго и через какие этапы шли шахматы к современному виду. Сначала появилась так называемая чутуранга (четырехсоставное войско), где игра сводилась не к матованию короля, а к уничтожению всех сил каждого из соперников, которые делали ходы поочередно, в зависимости от показаний игральной кости. Так, если выпадала цифра 2, то играла ладья, 3 – конь, 4 – слон и так далее. Чутаранга возникла в Северной Индии не позже VI – VII  веков чутаранга превратилась в шатрандж (или шатранг) – игру для двух соперников, внешне схожую с нынешними шахматами, но и с иными правилами. Здесь не было рокировки, пешка передвигалась лишь на одно поле и превращалась только в ферзя. Сам ферзь считался слабой фигурой и ходил так же, как и в современных шахматах. Выигрышем считался не только мат, но и пат. Кроме того,  победителем считался тот, кто забирал все фигуры соперника, даже если у сильнейшей стороны к этому моменту оставалась только одна фигура или пешка.

  1. Влияние шахмат на человеческий ум.

    Сегодня шахматы, отвечая глубокой потребности людей в творческом самовыражении рождены для испытания ума. Шахматы – абстракция, чистая мысль, вы не найдете в жизни ничего материально ощутимого, что адекватно бы в них выражало. Это демонстрация нашей способности творить новое на основе известного. Они проверяют нас не статично, не в холодном сопоставлении, а резком противоборстве ума, воли, проницательности, воображения, дальновидности. В абстрактной форме они воплощают идею справедливости: перед шахматами все равны. Игра отвечает истинно человеческим потребностям разума, духовного нашего существа. В  борьбе создаются, захватывающие дух своей красотой, произведения шахматного искусства, несущие на себе отпечаток драматизма, озарений и заблуждений. Таким образом, шахматы оказывают, несомненно, позитивное влияние на умственное развитие человека. Совершенствуется возможность ума в предугадании дальнейших ходов противника, полного овладевания своими фигурами и правильного из применения в ходе партии. Нередко навыки, полученные при игре в шахматы, помогают в жизненных ситуациях. Для правильного развития всего организма человека также необходимо заниматься различными физическими упражнениями, которые поддерживают организм, обеспечивают правильное его развитие, хорошее кровоснабжение мозга, что повышает его деятельность. Непосредственно перед шахматным матчем полезно провести дыхательные, двигательные упражнения, которые полезно также повторить и после матча, так как игра не редко продолжается очень длительное время. Укреплояя, таким образом, свой организм на много проще выполнять шахматные приемы, которые требуют  тщательно продумывания позиции.

  2. Правила игры в шахматы.

В шахматах на сегодняшний день сложились очень сложные правила игры. Главные фигуры расставляются от a1до h1, а пешки от a2 до h2. При этом фигуры, кроме пешек, имеют свои возможности передвижения. Пешки могут передвигаться только на одну клетку, но при первом ходе пешкой можно проходить через одну клетку и всегда только вперед. Рубят они только по диагонали. Ладья не имеет ограничений, может передвигаться на любое расстояние по горизонтали и вертикали. Конь ходит буквой Г, делая ход через препятствующие фигуры. Слон ходит по диагонали на любое расстояние. Ферзь в принципе не имеет ограничений, и может ходить как по горизонтали и вертикали, так и по диагонали на любое количество клеток. Король также может передвигаться в любом направлении, но только на одну клетку. Вся игра сводится к матованию короля. Кроме того, существует масса нюансов, связанных с рокировкой в короткую или длинную сторону. Дойдя до противопожарной стороны игрового поля, пешка может стать любой другой фигурой (естественно кроме короля), в том числе и ферзем, который представляет значительную силу в «шахматном сражении». В настоящее время разработаны различные пособия, книги, в которых описываются разнообразные возникающие ситуации и возможности выхода из них. В 1912 году в Риме на итальянском языке  вышло руководство португальца Домиано под названием «Книга учит играть в шахматы и содержит задачи». Вот несколько советов Домиано: «никакой ход не должен быть сделан без цели», «не должно играть скоро», «когда имеешь ввиду хороший ход, то всё-таки посмотри нет ли еще лучшего».

  1. Понятия, используемые в шахматной игре.

Нередко люди, не имеющие отношения к шахматам, слышат по телевидению, радио, СМИ или просто от людей, играющих в шахматы различные понятия, используемые в шахматной игре. Это в основном такие, как мат, пат, гарде, эндшпиль и так далее. Эти понятия используются в шахматах при возникновении тех или иных позиций, ситуация в ходе игры. Как известно, вся суть игры в шахматы сводится к матованию короля. Таким образом, отсюда можно сделать вывод о том, что вся стратегия игры должна разрабатываться из защиты своего короля и нападению на короля противника. Если королю угрожает какая либо фигура противника, то в этом случае объявляется шах. В этом случае шахуемый король может либо уйти в сторону, либо закрыться какой-либо своей фигурой. Запрещается во время шаха производить лакировку. Лакировка в свою очередь также относится к одному из понятий шахматной игры. Она производится в том случае, если королю ничто не угрожает и свободен путь от ладьи до короля в правую или левую сторону. При  этом обязательным правилом должно являться то, что король и ладья не делали еще ни одного хода. В случае если королю угрожает фигура противника, а ходить некуда, то в этом случае объявляется мат и присуждается выигрыш атакующей стороне. В подобном же случае, при неимении хода ни одной фигурой, но шах не был произведен, то в этом случае фиксируется пат, то есть ничья. И даже в том случае, если один игрок имеет значительное преимущество над другим. Также возникают различные ситуации для ферзя. Если ферзь находится под угрозой сруба, то в этом сучае объявляется гарде, но ферзем в определенных ситуациях можно и пожертвовать, если под угрозой находится король или того требуют обстоятельства игры. Эти понятия относятся к основным при игре в шахматы и их необходимо знать даже начинающим игрокам.

  1. Атаки и прикрытия.

Атаковать можно как с помощью жертв, так и путем планомерного усиления позиции. Очень часто атака может развиваться сама собой, катализатором атакующего процесса служат размены. В теме «Атака короля» всегда большой интерес вызывают методисты наступления при разносторонних рокировках. Положение короля на третей вертикали после длинной рокировки создает дополнительные мотивы. Обычно атака при разносторонних рокировках ведется взаимно. Например: белые атакуют на королевском фланге, а четыре на ферзевом. Самое главное при этом – сохранить высокий темп наступления, опередить соперника  в решающих действиях. Ведь очень часто возникают ситуации, когда обоим королям угрожает мат и все решает один темп. Также на первый взгляд, пешечные окончания кажутся простыми. На самом деле игра пешками содержит многочисленные тонкости. Вот некоторые принципы пешечного эдшпиля: оппозиция, квадрат, отдаленная проходная, защищенная проходная, прорыв, пат, преграда, цугцванг, крайняя пешка, оттеснение, треугольник, пространство, фиксация, обход, двойная угроза, прорыв, подвижность пешек, запасной темп. Любой из перечисленных приемов пешечного эндшпиля можно встретить в практических отношениях. Иногда идеи пешечного эндшпиля служат стержнем стратегического плана прямо с дебюта. К одной эндшпильной закономерности, относятся мат слоном и конем. По сути своей он не сложен, но требует знания механизма взаимодействия короля, слона и коня. Необходимо отнести короля из центра в угол. Так как мат слоном и конем возможен лишь в том случае, если король слабейшей стороны будет  в углу цвета слона. По этому необходимо приступать ко второй задаче – силой приближают черного короля к полю а8, выигрыш темпа слоном, треугольный маневр коня, перегруппировка перед заключительным ударом. Эту схему нужно знать твердо, в противном случае может повториться история, происшедшая с одним известным шахматным мастером, который в турнирной партии не сумел поставить мат слоном и конем. Партнер мастера Н., оставшись с «голым» королем, хотел сначала сдаться, но потом решил все же поиграть – терять то уже было нечего. К удивлению окружающих, мастер Н. открыл для себя способ перегонки, но…. поздно. Чтобы оттеснить короля из угла в угол, требуется около 20 ходов, а уже было израсходовано больше 30 ходов. Шахматный кодекс же неумолимо гласит: мат слоном и конем ставится за 50 ходов, на 51-м фиксируется ничья. Оказывается неудачнику никогда  в жизни не приходилось ставить мат конем и слоном, да он и не изучал этот механизм, так как до того мата дело обычно не доходит. Вывод: проблемы в шахматном образовании рано или поздно, но сказываются.

  1. Ничья в позициях слон и пешка против слона

    Существует три основных типа ничейных позиций в окончаниях слон против слона.

  2. Ничья достигается в позициях, в которых король слабейшей стороны занимает поле перед пешкой, недоступное слону.

  3. Также ничья достигается в позициях, в которых вытеснение или перекрытие диагонали слона приводит к ничейному пешечному окончанию.

  4. Наконец, ничья достигается в позициях, в которых корабль слабейщей стороны может помешать вытеснению или перекрытию диагонали слона.

    В шахматах нельзя ни на секунду забывать о возможных угрозах и даже в самых спокойных на вид позициях, при самых естественных продолжениях надо, прежде чем окончательно решиться на ход, еще раз спросить себя: «Что мне грозит?»

  5. Гарри Каспаров

Впервые шахматный мир услышал о Гарри Каспарове в начале 1974 года. Тогда в Москве проходил второй турнир «гроссмейстеры - пионеры», где Каспаров играл за башкирскую команду. В сеансе гроссмейстера Авербаха школьник отложил партию с лишней пешкой в ферзевом эндшпиле. Авербах заключил: «ничья, лишнюю пешку реализовать трудно». С ним согласился и главный арбитр Котов. На 11 – летний юноша подал протест на присуждение партии и доказал вариантами, что он сумеет провести лишнюю пешку в ферзи. В результате белыми, которыми играл Каспаров была присуждена победа. Прошло три года. О Каспарове начали говорить все и всюду – ведь его шахматные успехи росли не по дням, а по часам. Он на три очка перевыполнил норматив мастера, выиграл исключительно сложный всесоюзный отборочный турнир по швейцарской системе. Главные успехи Каспарова связаны с участием в гроссмейстерских турнирах. Феноменальный результат Каспаров добился в 1982 году, показав отличный результат в Московском турнире гроссмейстеров и поделив первое место чемпионате СССР. В начале 1982 года Каспаров убедительно выиграл супер турнир гроссмейстеров в Югославии; теперь у него второй в мире коэффициент ЭЛО. Решением ФИДЕ он персонально допускается к участию межзональных соревнованиях очередного цикла розыгрыша первенства Мира. Каспаров часто выступает в шахматной печати. Свои партии он комментирует тщательно и интересно, стараясь давать объективные оценки происходившим событиям. Каспаров, находясь в зрелом возрасте, в наш  век прогрессивных компьютерных технологий бросил вызов современной компьютерной шахматной игре, которая на основе сложных математических расчетов делает ходы виртуальными шахматными фигурами. Партии заканчиваются проигрышем одной из сторон, но в среднем проходят на ничью. Можно заметить, что если Каспаров в итоге наберет большее число побед, то он получит солидное материальное вознаграждение от короля Бахрейна. Будем надеяться, что машине не удастся стать умнее человека.

  1. Активность фигур

    Очередной принцип оценки позиции фигур связан с коэффициентом полезного действия фигур. Активное расположение фигур имеет очень большое значение. Что понимать под активностью фигур?  Если фигура способна энергично вмешаться в события, происходящие на доске, то такая фигура называется активной. Ради активности жертвуют пешками в дебюте миттельшпиле, переходят без пешки в эндшпиль; характерный признак атаки – совокупность активных фигур лучше всего видна в простых позициях. При оценке позиций надо очень внимательно следить за коэффициентом полезного действия всех боевых единиц Активность фигур часто подсказывает направление поиска при выборе конкретного хода.

  2. Пешечный центр.

    Подвижный центр характеризуется наличием у одного из сторон пешечной пары в центре. Неподвижный центр – главный признак – пешечной цепи в центре. Получается из старо индийской, французской защит, испанской партии. Открытый центр – особенность его в том, что на центральных полях нет пешек. К этому приводят варианты из разных дебютов. Статический центр – образуется после фиксации центральных пешек. Может возникнуть из любой дебютной системы. Динамический центр получил такое название из-за невыясненного «напряженного» положения пешек в центре. Он характерен для сицилийской защиты.

    Вывод:

    Таким образом, проследив историю развития шахматной игры и место шахмат в настоящем времени, можно сделать вывод о том, что шахматы с самого начала приобрели широкое распространение и известность среди многого числа почитателей умственных игр. И, хотя шахматы небыли похожи на современные, все же они не были забыты. В настоящее время шахматы занимают одну из лидирующих мест среди интеллектуальных игр во всем мире. Эта игра оказывает, несомненно, позитивное влияние на организм человека, но при этом не стоит забывать и о физическом развитии человека.

Категория: Мои статьи | Добавил: defaultNick (21.10.2014)
Просмотров: 719 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2017Конструктор сайтов - uCoz